Внимание! Все операции вы проделываете на свой страх и риск. За последствия никто кроме Вас ответственности не несет!
Что такое разгон видеокарт?
Под разгоном видеокарт подразумевается увеличение рабочих частот видеокарты. Также разгоном можно назвать и другие способы внештатного увеличения производительности, будь то разблокировка дополнительных конвейеров, или включение HyperZ.
Несомненно. Разгон видеокарты является, без преувеличения, самым эффективным средством увеличения производительности компьютера в играх и других 3D-приложениях, за исключением лишь тех случаев, когда производительность сдерживает скорость платформы (связки процессор + память).
Опасно ли это?
Нет. Шанс сгорания видеокарты при разгоне гораздо меньше, чем процессора.
Вообще видеокарта не может сгореть от самого разгона, зато может от перегрева, хотя в большинстве случаев, при перегреве графического процессора компьютер просто зависнет.
Также, работа на внештатных частотах, как и форсированная работа любого другого компонента компьютера, значительно сокращает срок службы видеокарты.
Эта особенность могла бы быть весьма серьезным сдерживающим фактором, если бы не одно «но» — срок службы видеокарты составляет куда более восьми лет, и даже при разгоне он уж меньше, чем лет пять не будет. А если посмотреть на существующую гонку технологии, в игровых компьютерах видеокарты более лет двух не держатся, так что, если Вы не планируете оставлять видеокарту лет на шесть, Вы можете совершенно спокойно её разогнать.
Главным побочным эффектом является то, что теоретически Вы полностью теряете гарантию на приобретенную видеокарту. Но не следует расстраиваться, потому как даже, если карточка выйдет из строя, то доказать, что это произошло из-за разгона очень и очень проблематично.
Младшие и старшие модели
Модели видеокарт выпускают так называемыми «линейками». Происходит это следующим образом — выходит какой-либо чип, затем на его основе выпускают сразу несколько видеокарт с разными частотами, а в некоторых случаях и на разных дизайнах с разной шириной шины памяти.
Однако, в любом случае, младшая модель, имеющая значительно меньшие частоты, чем старшая будет построена на том же самом чипе, а следовательно, установленной на младшей модели чип в большинстве случаев сможет заработать на частоте старшего, а то и выше.
При производстве видеокарт, чипы проходят предварительное тестирование и часть чипов, которая не смогла пройти тесты на максимальных частотах, установленных для старшей модели, отправляется на производство младших. Но, если учитывать тот факт, что современная технология производства достаточно тонка, подобный «брак» ныне встречается не так часто.
Младшие модели оснащается более медленными чипами памяти, чем старшие, и разогнать память на младшей модели до частот старшей удается далеко не всегда.
Если посмотреть на процентные показатели среднестатистического разгона младших моделей в сравнении со старшими, младшие имеют значительное преимущество за счет изначального запаса по частотам. Старшие же модели работают практически на пределе, и выжать из них дополнительные мегагерцы будет сложнее.
Какой прирост можно получить при разгоне видеокарты?
Все зависит от условий тестирования, ну и естественно от степени увеличения частот. Хуже всего с этим у noname-карт, произведенных китайскими умельцами и у флагманских моделей линеек. В первом случае карты слабо разгоняются из-за некачественных компонентов, которыми оснащают свои продукты китайские умельцы, во втором же случае, платы и без того работают почти на предельных частотах.
Как правило, при разгоне таких карт можно достичь лишь 15-20 % прироста частот. Со средними и младшими моделями в линейках ситуация обстоит получше, потенциал для повышения частот побольше и разгоном таких карт можно улучшить производительность на 20-40 %.
Самый хороший вариант — всевозможные оверклокерские сэмплы. На них прирост может составить 35-50 %, а порой и больше.
О видеокартах с пониженной структурой организации памяти
Бытует мнение, что на таких картах бессмысленно разгонять чип, однако с этим можно не согласится. Дело в том, что пользователи таких карт, как правило, играют в режимах типа 800 x 600 или 1024 x 768, и низкая пропуская способность памяти в таких режимах несильно ограничивает производительность, а вот на графический процессор нагрузка, наоборот больше.
Что такое синхронные и асинхронные частоты?
Частоты чипа и памяти видеокарты могут быть синхронными, то есть одинаковыми, или же асинхронными, иначе говоря, различными.
При работе видеокарты и обмене данными между графическим процессором (чипом) и памятью видеокарты, происходит синхронизация сигналов. В случае, если чип и память работают на одинаковых частотах, сигналы проходят одновременно и не уходит дополнительного времени на их синхронизацию, если же частоты различны, перед обменом данных, видеокарта должна синхронизовать сигналы, на что, разумеется, уходит немного времени.
Из этого можно сделать вывод, что на синхронных частотах видеокарта будет работать немного быстрее, нежели на асинхронных. Но есть один момент …
Синхронные частоты выгодно ставить лишь в том случае, если возможные асинхронные частоты не слишком сильно отличаются. Например, у нас есть возможность поставить максимальные частоты 450/460 и больше частоты выставить нельзя. В таком случае, намного эффективнее будет пожертвовать десятью мегагерцами памяти ради синхронности поставить 450/450 — в таком случае видеокарта почти наверняка будет быстрее. Однако, если есть возможность поставить частоты, например 475/450 или 450/480, такие варианты будут предпочтительнее синхронных 450/450 за счет значительно больших результирующих частот.
Что такое технологический процесс чипа и время доступа памяти, как они влияют на разгон?
Любой оверклокер обязательно должен знать, что такое технологический процесс чипа и время доступа памяти. Знание этих двух определений значительно поморгает в примерном определении максимальных частот разгоняемой видеокарты.
При изготовлении любого чипа играет весьма важную роль размер элементов микросхемы, ведь степень интеграции может быть разной, в один чип можно «набить» два миллиона транзисторов, в другой — сто два. И когда физический размер кристалла микросхемы ограничен, играет очень большую роль размер элементов микросхемы и расстояние между элементами в кристалле. Этот размер и называют технологическим процессом, и чем он меньше, тем большее количество элементов поместить в чип, тем меньшие токи требуют элементы для питания, тем меньше энергии выделяет чип, и, наконец, на больших частотах он может работать.
В настоящий момент подавляющее большинство чипов выпускают по технологическому процессу 0,13 и 0,15 микрон, а на стадии активного освоения находится и 0,11 микрон.
Что же касается памяти, то здесь крайне важную роль играет время доступа. Любые чипы памяти имеют заявленное производителем время, в течение которого происходит считывание информации из ячейки памяти, и чем это время меньше, тем соответственно, быстрее работает память, и тем больше ее рабочие частоты.
Зависимость примерной рабочей частоты от времени доступа памяти предельно проста, и ее можно описать следующими формулами:
Частота памяти DDR = (1000/время доступа) X 2 Частота памяти SDR = 1000/время доступа Следующий вопрос заключается в том, как можно узнать время доступа памяти. Как правило, время доступа скрыто в конце первой строчки маркировки. Например, на микросхемах памяти Samsung в конце первой строчки можно найти надпись типа TC-33 или TC40.
Это означает, что память имеет время доступа 3,3 и 4 наносекунд соответственно, хотя в некоторых случаях, время обозначается не цифрой, а специальной маркировкой, например чипы памяти Samsung со временем доступа 2,8 нс. обозначаются как GC2A.
Точную информацию о чипе памяти можно получить на сайте производителя, либо просто воспользовавшись поиском по строчке с маркировкой памяти в том же Google.
Самая главная проблема при разгоне — это перегрев. Для того, чтобы этого избежать, необходимо обеспечить хорошее охлаждение. Начать нужно с корпуса, потому что, если нет достаточной вентиляции внутри корпуса, то никакое доп. охлаждение не поможет, поставить спереди кулер на вдув, сзади под блоком питания на выдув, так же можно поставить бловер под карту, для отвода от нее горячего воздуха. Естественно все это относится к тем, у кого корпус закрыт, а с открытым корпусом все проще, там достаточно поставить перпендикулярно видеокарте вентилятор для ее обдува. Если ничего из этого не помогло, то пора переходить к более кардинальным методам.
Чипы памяти, тоже нагреваются, особенно при разгоне на внештатных частотах. Перегрев памяти может приводить к дефектам изображения, так называемым артефактам, поэтому охлаждением памяти также не следует пренебрегать. Для охлаждения чипов памяти можно найти готовые комплекты от таких брэндов, как Thermaltake, или же, можно изготовить радиаторы своими силами, пустив под ножовку радиатор от старого процессора. Крепить радиаторы можно несколькими способами, например, на термоклей или же на скобки.
В качестве теплопроводного интерфейса между графическим чипом и кулером видеокарты, как правило, используется липкая смесь, называемся в народе терможвачкой. Ее следует стереть и вместо неё нанести качественную термопасту, например, отечественную КПТ-8.
На некоторых видеокартах с открытым кристаллом вокруг чипа прокладывают специальную защитную рамочку, предотвращающую возможность случайного скола кристалла при небрежной установки кулера. Такие рамки, например, установлены практически на всех видеокартах ATI RADEON 9500/9700/9800/X800. Снятие рамки позволяет улучшить контакт между основанием радиатора и чипом, однако значительно увеличивает шанс сколоть чип.
Не стоит забывать и про водяное охлаждение, которое по эффективности будет лучше любого воздушного, но гораздо более дорогое и сложное в изготовлении.
Советы по улучшению охлаждения
1. Воздушное охлаждение - самый дешевый, но вместе с тем весьма эффективный способ улучшить охлаждение видеокарты. Кулер для этого надо подбирать медный, небольшой высоты, но, не низкопрофильный. Если медный Вы себе позволить не можете, то можно поставить и обычный алюминиевый. Выбирайте не покрашенный радиатор с качественно обработанной подошвой, вентилятор ставьте такой, какой терпят Ваши уши — лучше все же поставить на 6-7 тысяч оборотов, в случае чего можно его и замедлить, а вот разогнать изначально медленный вентилятор весьма проблематично. За этим типом охлаждения нужен периодический уход, заключающийся в периодической очистке кулера от пыли. Также стоит отметить большое падение эффективности при увеличение температуры воздуха летом.
2. Водяная система охлаждения. Еще пару лет назад даже подумать об установке на видеокарту «водянки» было смешно — видеокарты просто не требовали столь качественного охлаждения. Но время идет, карты всё увеличивают уровень тепловыделения, и сейчас водянка становится непременным атрибутом хорошего разгона современных видеокарт. ВСО (водяная система охлаждения) можно купить, но сразу готовьтесь выложить 120-150$ за эффективную систему. Не готовы? Тогда ее можно собрать самостоятельно. Помпа особо мощная не нужна — лучше отдать деньги за надежность, чем за ненужные литры в минуту. Ватерблок желателен медный, но подойдет алюминиевый или стальной. За радиатором направьтесь в ближайшее автодепо. Заправлять водянку водой нецелесообразно — лучше заправить керосином.
3. Ватерчиллеры. Это самая малоэффективная и самая доступная из экстремальных систем. По сути дела, ватерчиллер это та же ВСО, только температура рабочей жидкости ниже комнатной. Самый простой способ — лед, снижает температуру жидкости до +5/+7. Можно использовать сухой лед — это доведет температуру жидкости до -60/-50, но в этом случае нужна особая помпа и спецжидкость. В ход идут также морозильные камеры, phase-change системы и т.д. и т.п.
5. Phase change system, фреонки. Эффективность этих систем весьма высока, в эксплуатации они просты. Но купить готовую систему почти нереально(~1000-1500$). Собрать самому в домашних условиях практически невозможно, да и все равно получается жутко дорого.
4. Жидкий азот. ОЧЕНЬ эффективная система охлаждения, к тому же недорогая. Но, когда вы ее устанавливаете, надо очень много думать. Однако после того, как все продумано и сделано, пользоваться этой системой становится сравнительно просто. Однако, жидкий азот — не для длительного использования, он подходит лишь для краткосрочного экстремального разгона.
Также надо позаботится об охлаждение силовых элементов, особенно это актуально после вольтмоддинга. Тепловыделение силовых элементов невелико — 0.2-1 Вт , поэтому можно обойтись пластинками или маленькими радиаторами. Кстати, эта мера имеет не только морально-успокаивающее значение, но и вполне практическое, дело в том, что при высокой температуре уменьшается точность работы этих деталей. Да и сгореть могут …
Начинать надо с выбора инструмента - ведь во многом результат разгона определит и программа, при помощи, которой Вы будете разгонять свою плату. В настоящий момент существует море всевозможных утилит, отличающихся друг от друга как возможностями, так и степенью глючности. Можно рекомендовать использовать для разгона видеокарт программу PowerStrip, а для ATI небольшую удобную программку од названием ATITool.
Разгонять следует постепенно, понемногу поднимая частоты чипа и памяти (по началу можно вместе, а под конец уже по отдельности искать оптимальные частоты) с шагом 5-10 Мгц и после каждого поднятия тестировать в тяжелых 3D приложениях.
По достижении максимальных частот следует еще раз погнать все тесты с максимальными настройками качества, также для полной уверенности и перестраховки можно скинуть 5 Мгц, скорости от этого не убавится, а стабильности прибавится.
В процессе разгона может возникнуть несколько проблем, например зависание компьютера в играх, появление различных дефектов картинки и выбитых пикселей (артефакты), перегрев видеокарты.
Если в процессе игры на разогнанной видеокарте компьютер стал зависать, то с вероятностью 99 % можно сказать, что это переразгон чипа, а лечится это путем снижения частоты до стабильного значения, при котором зависания прекратятся. Как правило, в таких случаях нужно просто доработать систему охлаждения чипа.
Если во время игры у вас на экране стали появляться полосы, вылетания текстур, снег и тому подобные неприятные явления, необходимо по аналогии с чипом просто снизить частоту памяти и еще раз провести полное тестирование видеокарты.
В некоторых случаях зависания могут быть также обусловлены недостаточной мощностью блока питания, просто неспособного прокормить, ставшую слишком прожорливой после разгона видеокарту.
В любом случае, не забывайте заботиться о хорошем охлаждении.
В разговоре оверклокеры употребляют множество не всем понятных слов и выражений: частота шины, тайминги, FSB, подсокетный датчик, троттлинг... Подразумевается, что собеседнику всё понятно, однако это далеко не всегда так. И в ответ на невинную фразу "я вчера разогнал видеокарту" второй оверклокер спросит: "До каких частот?", а новичок поинтересуется: "А как?"... Не нужно удивляться, это сейчас мы знаем о разгоне всё, но ведь когда-то и мы называли компьютером монитор... Так как же разогнать видеокарту, если до сих пор ты лишь играл в игрушки, которые тебе покупал отец, а устанавливал старший брат? На самом деле это сделать очень легко, а если делать это с умом, то и совершенно безопасно, но должен предупредить, что все операции нужно осуществлять вдумчиво и не торопясь. Тот же отец или брат ничуть не обрадуются, если спалить их дорогостоящую видеокарту и тебе не позавидуешь в этом случае, так что будь внимателен и помни, что за все свои действия отвечаешь только ты сам. Разгон видеокарты сводится к увеличению частот, на которых работает ядро и память. Сделать это можно множеством способов. Даже некоторые современные материнские платы имеют средства для разгона видеокарт из BIOS, но они пока ещё слишком несовершенны, поэтому мы воспользуемся проверенным программным методом. Программ тоже существует немало. Некоторые производители видеокарт прикладывают в комплект специализированные утилиты для разгона, контроля и управления основными параметрами карточки. Такова, например, утилита SmartDoctor от Asus:
Или WinFox от Leadtek:
Есть утилиты, которые позволяют разгонять только видеокарты, основанные на чипах определённого производителя, например RadLinker, ATITool или ATI Tray Tools позволяют разгонять видеокарты от ATI. Есть универсальные утилиты, пригодные для разгона видеокарт и ATI, и NVIDIA, например PowerStrip и RivaTuner. По большому счёту нет разницы, какую из утилит использовать. Со временем вы выберете ту, которая будет удобнее, быстрее или привычнее в работе. Я с детства пользуюсь программой RivaTuner, она меня до сих пор не подводила, поэтому и сейчас я расскажу о разгоне видеокарт на её примере.
Итак, мы запускаем RivaTuner.
Не будем усложнять задачу, предположим, что у нас в системе имеется только одна видеокарта, подключенная к одному монитору. В этом случае в первых строках вы увидите информацию о ней. В нашем случае это видеокарта NVIDIA GeForce 6800GT, в её основе лежит чип NV40 ревизии A1, у которого 16 пиксельных конвейеров и 6 вертексных процессоров, и по 256-битной шине он связан с 256 МБ памяти. Ниже отражена информация об используемом драйвере, для нас это ForceWare 71.89.
Если вы в первый раз запустили утилиту RivaTuner, то будут мерцать два треугольничка, расположенные справа от слов "Customize...". Верхний позволит вам воспользоваться низкоуровневым разгоном, нижний – разгоном с помощью драйвера. Владельцам видеокарт ATI и старых карт NVIDIA (до серии GeForce 4 включительно) следует воспользоваться верхним треугольничком, если же ваша видеокарта относится к серии GeForce FX или GeForce 6, то придётся пользоваться нижним.
Поскольку разгон с помощью драйвера включает несколько дополнительных этапов, я опишу именно этот случай, как чуть более сложный. Именно для этого была выбрана видеокарта NVIDIA GeForce 6800GT, которая относится к семейству GeForce 6 и разгоняется только с помощью драйвера.
Итак, кликнув на соответствующий треугольничек, вы увидите появившееся меню.
Набор опций будет зависеть от того, на какой треугольник вы кликнули – верхний или нижний. Однако в любом случае мы выбираем самую первую иконку с изображением видеокарты и видим следующий экран:
В данный момент наша видеокарта работает на своих номинальных частотах – 350 МГц частота ядра и 1000 МГц частота памяти. Чтобы получить возможность изменять эти частоты, мы ставим галочку в левом верхнем углу, в моём случае там написано "Enable driver-level hardware overclocking" и видим следующее окно:
Нам нужно точно определить штатные частоты видеокарты. Если до этого вы пытались их изменить с помощью какой-либо другой программы, то следует выбрать "Reboot" – перезагрузку, а потом вновь повторить те же шаги. Если же частоты правильные, то выбираем "Detect now", а если уже передумали разгонять, то "Cancel".
Теперь мы видим всё то же окно с номинальными частотами, однако ползунки уже активны и мы можем менять частоты в большую или меньшую (зачем?) сторону. Если вы использовали низкоуровневый разгон (начали с верхнего треугольничка), то можете уже начинать, а если ваша видеокарта относится к серии GeForce FX или GeForce 6, то обратите внимание на ниспадающий список вверху справа. Эти видеокарты обычно используют разные частоты для работы в 2D и 3D. По умолчанию выводятся частоты для работы в 2D и менять их бесполезно, никакого прироста в играх вы не получите, поэтому меняем их на 3D.
Как видите, ничего не изменилось, но это только в моём случае, ядро видеокарты GeForce 6600GT, например, в 2D работает на частоте 300 МГц, а при переходе в 3D частота увеличивается до 500 МГц.
Итак, мы готовы к разгону. Я рекомендую разгонять ядро и память по отдельности, причём начать с памяти, а ядро пусть пока прогревается. Нижний ползунок мы подвинули вправо и установили для памяти частоту 1050 МГц.
Не спешите нажимать "ОК", сначала мы кликаем по кнопочке "Test" внизу и происходит проверка новых установок.
Вот теперь уже можно нажимать "ОК" или "Apply" и бежать проверять стабильность повышенных частот. Для этого можно использовать любую программу или игру и, если не появилось никаких дефектов изображения (артефактов), то можно ещё немного увеличить частоту и так до тех пор, пока всё работает стабильно. Я обычно использую первый тест из 3DMark03, там светлый фон, на котором легко заметить артефакты. Как правило, от переразгона памяти появляются полосы или другие дефекты. Например, на скриншоте ниже два типа артефактов отмечены стрелками, но на самом деле дефектов там гораздо больше, чем два.
Итак, мы определились с максимальной стабильной частотой памяти, теперь пора приниматься за разгон ядра. Прежде всего верните частоту памяти на номинал, чтобы случайный дефект от её переразгона не принять за переразгон ядра. Точно так же, постепенно, увеличиваем частоту и проверяем стабильность работы после каждого изменения. Следствием переразгона ядра тоже могут быть артефакты, но очень часто изображение замирает. Если "отвиснуть" не удалось, то перегружаем компьютер и продолжаем всё сначала, но не приближаемся к опасным частотам.
Всё довольно просто, хотя и здесь есть свои нюансы. Например, современные видеокарты NVIDIA могут сбросить частоту на номинал при перегреве и после этого для дальнейшего разгона потребуется перезагрузка. Опять же учтите этот факт и умерьте свои аппетиты, при новой попытке не доводите для перегрева.
Теперь, когда мы знаем частоты ядра и памяти, на которых видеокарта работает стабильно, давайте попробуем объединить их и опять проверить корректность работы. Иногда бывает так, что по отдельности ядро и память работают на достаточно высоких частотах, но чтобы разогнать и то, и другое одновременно, частоты приходится немного снижать.
Итак, предположим, мы выяснили, что с частот 350/1000 МГц наша видеокарта способна на разгон до 388/1154 МГц. Чтобы при следующем старте компьютера вам не пришлось вновь устанавливать их, не забудьте поставить галочку "Apply overclocking at Windows startup" – применить настройки при старте Windows.
Вот и всё. Разумеется, для успешного разгона нужно позаботиться о достойном охлаждении, питании видеокарты, найденные частоты можно прошить в BIOS карточки, но все эти моменты уже выходят за рамки этой заметки. Надеюсь, что теперь на разогнанной видеокарте вам будет комфортнее играть и теперь уже вы небрежно пророните: "Да, кстати, я вчера разогнал свою видюху".